Жилищно-коммунальные услуги
Оплата жилищно-коммунальных услуг производится не позднее 10-го числа за прошедший месяц - если иное не предусмотрено договором управления многоквартирным домом.
Оплата за потребляемую многоквартирным домом тепловую энергию при отсутствии узлов учета производится по нормативам потребления в течение 12 месяцев - если иное не предусмотрено договором с управляющей компанией, ТСЖ или ресурсоснабжающей организацией.
В случае несвоевременной оплаты потребителем ЖКУ, последнему может быть начислена пеня в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки.
В случае задолженности или неполной оплаты коммунальных услуг за период шесть и более месяцев предоставление одной или нескольких коммунальных услуг может быть приостановлено или ограничено после письменного уведомления потребителя.
Жилищные услуги - виды деятельности по эксплуатации дома, повышению и сохранению комфортности проживания и поддержанию объекта в исправном состоянии. Оплачиваются пометражно, исходя из площади квартиры каждого жильца.
Вопреки мнению некоторых собственников жилья, жилищные услуги не подлежат тарифному регулированию. Их стоимость утверждается собственниками многоквартирного дома на общем собрании. При этом управляющая компания или ТСЖ могут пытаться «защитить» предлагаемый жильцам тариф.
В социальном жилье, домах, не выбравших форму управления, а также домах, не утвердивших собственный тариф на главную жилищную услугу по содержанию и ремонту жилья, этот сервис оплачивается по тарифам, устанавливаемым муниципальными властями
К коммунальным относятся услуги, которые невозможно предоставлять без участия предприятий-монополистов, - обеспечение жилья природными и энергетическими ресурсами. Подлежат тарифному регулированию и оплачиваются либо подушно (по устанавливаемым властями нормативам потребления), либо - по показаниям установленных узлов учета
(т. е. исходя из объемов потребляемого ресурса).
Отвечают за поставку коммунальных услуг потребителю ТСЖ и управляющие компании. Согласно нынешнему законодательству, товарищества и УК - исполнители коммунальных услуг, поскольку они обслуживают внутридомовые инженерные системы, являющиеся общедолевой собственностью владельцев дома. В случае их непредоставления либо поставки ненадлежащего качества ТСЖ или УК производит перерасчет за коммунальные услуги.
При этом управляющие компании и товарищества не могут производить наценку на покупаемые коммунальные ресурсы, поскольку их доставка от границы ответственности до квартиры потребителя осуществляется уже в ходе содержания и ремонта жилья.
Допустимые перерывы подачи горячей воды такие же, как и для холодной. Одновременно законодательство оговаривает и температуру горячей воды.
Вода, имеющая температуру ниже + 40 градусов, оплачивается как холодная. При этом максимальная температура горячей воды не может быть выше + 75 градусов.
+ 18 градусов (подъездах + 15 градусов), угловых комнатах - +20 градусов. Допускается перерыв отопления до 24 часов в течение месяца.
▪ не более 16 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 градусов до нормативной;
▪ не более 8 часов при температуре 10-12 градусов;
▪ не более 4 часов при 8-10 градусах.
в месяц при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания и 24 часа - при наличии одного источника. Одновременно в ходе поставки в дом электрической энергии не допускаются перепады напряжения.
Жилищная услуга, в ходе которой не предусматриваются ремонтные работы капитального характера, но при этом в доме устраняются мелкие неисправности. В эти работы не входит устранение аварий ЖКХ и их последствий (внеплановый ремонт) и работы по подготовке дома к зиме (планово-профилактический ремонт)
Решение о текущем ремонте жилья также принимается большинством собственников помещений. Рекомендуемая законодательством периодичность текущего ремонта в различных типах домов составляет 3-5 лет. В качестве наиболее близких жильцам примеров текущего ремонта можно привести работы по ремонту подъездов, установке металлических дверей, домофонов, дворовому благоустройству.
С развитием реформы ЖКХ наблюдается обострение взаимоотношений между предприятиями коммунального комплекса и жилищной сферы (ТСЖ и управляющими компаниями).
По оценкам многих экспертов, два этих сектора следует разделить на отдельные отрасли по следующим причинам:
▪ Потребителями основных объемов коммунальных ресурсов являются не жильцы, а промышленные предприятия, следовательно, к жилищной сфере «коммуналка» имеет значительно меньшее отношение.
▪ В рамках ныне существующего правового поля в ряде многоквартирных домов (эксплуатируемых ТСЖ и управляющими компаниями) какой-либо контакт между потребителями коммунальных услуг и поставщиками энергоресурсов отсутствует, при этом организации жилищной сферы, наоборот, являются достаточно близкими к собственнику жилья.
▪ В отличие от управляющих компаний и ТСЖ, коммунальные предприятия являются монополистами, не живущими по законам рыночной конкуренции, их деятельность регламентируется тарифами.
▪ Как правило, эксплуатирующие многоквартирные дома организации являются достаточно небольшими, компактными предприятиями, в то время как многие подразделения коммунального комплекса входят в мощные олигархические структуры.
Размеры региональных стандартов устанавливаются ежеквартально постановлением Администрации Ростовской области и публикуются в областной газете «Наше время».
Жилищным кодексом и постановлением Правительства РФ № 761 определен перечень категорий граждан, имеющих право на субсидию:
- пользователи жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде;
- наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
- члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
- собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) и совместно проживающие члены семьи.
Субсидии назначаются гражданам, проживающим в домах всех форм собственности, на 6 месяцев по заявительному принципу. Если гражданин обратился до 15 числа текущего месяца, то субсидию ему начислят с 1 числа, если после 15 числа, то с 1 числа следующего месяца.
Для получения субсидии граждане должны представить в орган социальной защиты населения по месту постоянного жительства (регистрации):
- заявление о предоставлении субсидий;
- копии документов, подтверждающих принадлежность к членам семьи заявителя;
- копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства;
- документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства (паспорта, свидетельство о регистрации по месту жительства);
- документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи;
- документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
- копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации.
Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и выполнении соглашений по ее погашению.
Заявитель несет ответственность за достоверность сведений в документах. Предоставление неполных или недостоверных сведений является основанием для отказа в назначении субсидии.
Субсидии перечисляются гражданам ежемесячно на счета в кредитных организациях за 10 дней до окончания срока оплаты за ЖКУ, т.е. к 1 числу следующего за оплачиваемым месяцем.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».
4. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 мая 2006 года № 58/403 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
5. Постановление Администрации Ростовской области от 31.12.04 № 534 (в редакции 08.07.2009г. № 325) «О перечислении и расходовании средств областного бюджета на предоставление адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, мер социальной поддержки гражданам в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения».
6. Постановление Администрации Ростовской области от 24.03.2008 № 135 "О предоставлении гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ростовской области".